Свадебные обычаи. Горько или Сладко? Информация для размышления
17.05.2016
Как выбрать оператора?
25.07.2016

Свадебные обычаи. Горько или сладко?

Информация к размышлению. Часть вторая.

Statya 7

 

Продолжение темы о свадебных обрядах и традициях. Первую часть читайте здесь.

 

ТРАДИЦИЯ КРИЧАТЬ МОЛОДЫМ «ГОРЬКО».

Эта традиция достойна отдельной статьи. Ведь одна из основных свадебных ассоциаций это многочисленное свадебное «Горько!». Почему, собственно, горько никто не ответит.
По некоторым данным возглас «Горько» звучал на русских свадьбах в 18-19 столетиях. Корни традиции затерялись в веках. Существует ряд версий её возникновения. Вот что говорит интернет.

Версия ⃣ Рюмочная.
По этой версии невеста на застолье должна была обойти всех гостей с подносом с хмельными напитками. Тем, кто выпивал нужно было уважить невесту словом «горько!». Так они подтверждали, что обмана нет, напиток настоящий.

Версия ⃣ Примирительная.
По третьей версии, когда молодожены целуются под крики «горько», они демонстрируют всем гостям, что в будущем неприятные, спорные и «несладкие» моменты они будут решать с любовью и без конфликтов.

Версия ⃣ Магическая.
Якобы в старину верили, что злым духам сильно не нравится счастье молодоженов и их гостей, они им завидуют и у них есть коварный план по разрушению чужой радости. Потому гости пытались всеми силами изобразить несчастье: жених с невестой не так уж и рады своей свадьбе, а приглашенным вовсе всё не нравится. Считалось, что если духи услышат слово «горько», они поймут, что им на такой свадьбе делать нечего и пройдут стороной.

Версия ⃣ Две чарки.
Гостю предлагали поднос с двумя чарками — горькой и сладкой. Если гость выбирал сладкую, то произносился тост с пожеланием сладкой и приятной жизни. Если попадался горький напиток, то следовало его похвалить, при этом добавить, что он немного горьковат. Чтобы «подсластить» горькое молодые вставали и быстро целовались.

Версия ⃣ Игровая.
Известно, что в старину на Руси свадьбы играли зимой или в конце осени, когда земледельческие работы заканчивались. Якобы за день до приезда сватов родители невесты сооружали в своем дворе ледяную гору. Во время сватовства невеста со своими подружками забиралась на самый верх. Жених должен был продемонстрировать свою силу и ловкость, взобравшись на гору вместе с друзьями. Когда у него это получалось, он мог поцеловать возлюбленную.
Друзья молодого человека тоже без награды не оставались — они целовали подружек невесты, после чего вся шумная компания с криком «горка» скатывалась вниз. В какой-то момент «горка» превратилась в «горько».
Игровая версия, как и все прочие, выглядит крайне сомнительно. Филологи могут объяснить, что по законам развития языка «горько» не может произойти от слова «гора».

Версия ⃣ Горячая.
Известный филолог и лингвист, профессор В. Ю. Откупщиков пишет: «горько» происходит от старинного глагола «горити», что означает «гореть». Это слово связано с понятием «горячий», в смысле «обжигающий вкус». Получается, в переводе на современный язык, «горько» – значит «горячо». «Горячих поцелуев вам, новобрачные!» – вот что испокон веков желали гости супругам.

В последнее время, молодожены не особенно жалуют традицию поцелуев под «горько» и часто просят тамаду, чтобы он предупреждал гостей, чтобы те не часто произносили традиционный возглас или не произносили его вовсе. И действительно, поцелуи «по требованию» на потеху нетрезвым гостям могут быстро надоесть.
В качестве альтернативы можно предложить на свадьбе кричать не «горько», а «Сладко». А пожеланием может быть фрагмент венчальной песни наших предков.

Сладкой жизни вам, сладкой радости,
Сладких чар земных, вечной младости,
Чтобы жизнь была с ладом, с песнями,
Чтоб всегда вдвоём — всюду вместе вы!
Сладкой воли вам, сладких дней любви,
Сладкой доли вам на века двоим,
Да хлеб-соли вам с рушником святым,
Мёду крепкого да глоток один!

С такими словами молодым мажут губы мёдом и все кричат «Сладко!»

 

СВАДЕБНЫЙ МАРШ.

Немного истории… В 1843 году в Потсдаме впервые прозвучала симфоническая поэма Мендельсона «Сон в летнюю ночь». В ней впервые прозвучал и знаменитый свадебный марш. Правда, задумывался он как шутка, пародия: в спектакле под его звуки заколдованная королева Титания и осел заключили брак, за что и назвали тогда эту мелодию «Ослиная свадьба». Комментарии, как говорится, излишни.
Популярность «Свадебный марш» приобрел в 1858 году – после того как прозвучал на церемонии бракосочетания принцессы Виктории Аделаиды, старшей дочери английской королевы Виктории, и кронпринца прусского Фридриха. Юная принцесса самолично выбирала музыку для торжества. К алтарю невесту вели под звуки «Свадебного хора» из оперы Вагнера «Лоэнгрин», а выход молодых из церкви сопровождался жизнеутверждающим «Свадебным маршем» Мендельсона.

 

свадебный замок

Запирание свадебного замка.

СВАДЕБНЫЙ ЗАМОК.

Запирание замка на свадьбе и бросание ключей от него в воду – достаточно новый (с конца 90х) свадебный обряд. Причина его возникновения доподлинно неизвестна. По одной версии он пришел к нам из Италии, где в 1992 году вышел роман Федерико Мочча «Три метра над небом». По сюжету герои книги во время венчания, проходящего на мосту, обмотали столб фонаря цепью, пристегнули на ней замок, а ключ выбросили в воду. По другой версии истоки этого обряда лежат в славянском обычае закрывания замка. Известно, что в Екатеринославской губернии молодые переступали через замок, который замыкали и бросали в реку, «щоб життя молодих було навики замкнуте». На Вологодчине новобрачные при выходе из церкви также переступали замок, но выбрасывали в реку не его, а ключ. В собрании московского коллекционера Дмитрия Жданова есть замок серебристого цвета, изготовленный в XVII веке в селе Лысково Нижегородской губернии. На нём инициалы мастера, а на обратной стороне инициалы жениха и невесты.
Хорошо известно, что в Нижегородской губернии также после успешного сватовства сваха тайно замыкала замок в своём кармане, чтобы сделать нерушимой договорённость о свадьбе.
В целом у славян замок не обладал только свадебной символикой – он был средством для закрепления любых желаемых явлений, а не только относящихся к браку.
Большинство современных пар сегодня оставляют замок на мосту, а ключи кидают в воду. Бросание ключей или замка не должно быть самоцелью, как на многих сегодняшних свадьбах. Наши предки в заговорах просили обитательницу водной стихии, волшебную рыбу (щуку и т. п.) сохранить ключи. Именно такое условие желательно озвучить, перед тем как кидать предмет в воду. Иначе, согласно поверьям, он попадёт в руки не совсем дружественных к человеку водных обитателей: водяному, русалкам, чертям.

 

Свадебный каравай

Встреча молодых хлебом с солью.

ВСТРЕЧА МОЛОДЫХ ХЛЕБОМ С СОЛЬЮ.

Изначально слово каравай, писалось как «коровай», корень «корва», что значит «корова». В том, что каравай происходит от слова «корова», нет ничего удивительного, ведь часто этот обрядовый хлеб украшали свитыми из теста рогами, обильно сдабривали сливочным маслом. К выпечке не допускались вдовы или одиночки, даже замужним с несчастливой семейною жизнью могли отказать в присутствии. Когда пекли каравай, пели о том, что тесто месит Бог, ангелы носят воду и муку, Месяц в печь сажает, Солнце запекает. Таким образом, каравай оказывался нерукотворным изделием и божественным даром. В свете этого легко понять, что караваем не просто встречали молодых, им благословляли!
Родители давали благословение новобрачным, держа перед ними каравай, либо возлагая этот сакральный хлеб на голову им обоим. В другом варианте обычая, мать и отец жениха, держа каравай, поднимали его вверх, образуя подобие арки, через которую новобрачные попадали в дом. Получалось, что они проходили под хлебом (каравай при этом оставался нетронутым до застолья).
Первое действие с караваем на свадьбе – это благословение. Вторым действием было так называемое «преломление каравая», которое могло происходить либо уже на пороге дома, либо во время застолья.
Каравай с солонкой – это символ доли (общей судьбы рода), при этом сам хлеб отображает хорошую жизнь, а соль – её горькую составляющую. Молодые почти не солят свой кусок каравая, тем самым они выбирают счастье.
На современных свадьбах новобрачные преломляют каравай или отламывают от него кусочек. У кого отломанный кусок будет больше, тому и быть хозяином в семье. Таким образом уже на свадьбе у молодых закладывается элемент соперничества, непризнание женой авторитета мужа. Стоит упомянуть, что до Второй мировой войны в России преобладала патриархальная семья, которая характеризовалась преобладанием мужчины в доме и подчинением ему всех остальных членов семьи.

Традиция красть невесту

Традиция красть невесту.

ТРАДИЦИЯ КРАСТЬ НЕВЕСТУ.

У древних славян существовал обряд похищения невест. Во время игр и плясок мужчины выбирали себе невест и уводили с их согласия в свои дома. Выражение «играть свадьбу» напоминает о древних играх, во время которых проходило приобретение невест. В деревнях этот обычай сохранялся вплоть до XV века. На современных свадьбах невесту воруют не из отцовского дома, а у жениха его же друзья. Но этого нельзя допускать — потому что иначе мужчины всю жизнь ее будут воровать, идёт соглашение на то, что твою жену могут увести у тебя из под носа. Да и невеста добровольно соглашается на этот обряд и тем самым дает негласное согласие, что в любой момент можно спокойно оставить мужа и уйти с другим мужчиной.

 

Обычай пить из туфельки невесты

Обычай пить из туфельки невесты.

ПИТЬ ИЗ ТУФЕЛЬКИ НЕВЕСТЫ.

Стопку ставят в туфлю невесты и выпивают. Встречаются случаи, когда алкогольный напиток пьют прямо из туфли. Это приворотный обряд, чтоб сделать мужа подкаблучником, рабом своей жены. Есть мнение, что эта практика пришла с Африки, так приручали животных – давали им выпить что-либо из своей обуви. По другому сценарию из туфельки пьёт «свидетель» или «дружок». Здесь ещё интереснее. Поскольку закладывается программа «любовного треугольника» на развал семьи в будущем.

 

Традиция бить посуду

Свадебная традиция бить посуду.

ТРАДИЦИЯ БИТЬ ПОСУДУ.

После совместного распития жених и невеста разбивают бокалы. Иногда разбивают тарелки, осколки топчут ногами. Считается, что это на Счастье. Многие толкуют этот обряд как символ разрушения девственности невесты. Либо как пожелание иметь столько же отпрысков, сколько получилось осколков. Эти толкования выглядят сомнительными, так как в старину, кроме свадьбы посуду били на крестины, накануне рождества, на выпускных балах. Из этого следует, что разбивание является закреплением нового начала (в том числе нового социального статуса), невозможности отката назад.

 

Бросание подвязки

Свадебный обычай бросать подвязку.

БРОСАНИЕ ПОДВЯЗКИ.

В переводе с  французского подвязка («jarret») означает «подколенная впадина», то есть резинка, которая держит чулок. Сейчас подвязка это элемент свадебного наряда невесты, украшение в виде красиво украшенной кружевами, бантиками, цветочками резинки. Носить подвязку принято на правой ноге, немного выше колена.
В Россию традиция надевать на свадьбу подвязку пришла с Запада. Невесту усаживают на стул, далее жених, залезая под платье невесты, снимает подвязку зубами. По сути начинается раздевание невесты прямо на свадьбе, после чего жених бросает интимную вещь гардероба неженатым друзьям. Поймавший, якобы, скоро женится. Самыми популярными цветами подвязок являются синий и белый, как символ верности в браке и целомудрия — явный диссонанс с ощущением уличности и доступности. Многие пары не в восторге от этой традиции, считая этот обычай неприличным и пошлым. Существует альтернатива, когда жених вместо подвязки может бросать бутоньерку или же цветок из букета невесты.

 

ТАНЕЦ С ФАТОЙ НЕВЕСТЫ.

Еще один современный свадебный обряд, согласно которого в полночь невеста, стоя в кругу танцующих подруг с закрытыми глазами, надевает свою фату на голову одной из них. Фата является главным символом свадебного наряда, который делает каждую девушку невестой, создавая вокруг неё ареол таинственности и нежности. Кроме того, согласно традициям, фата служила оберегом и защищала невесту от дурного глаза. В прошлом никто её не примерял, новобрачная оставляла фату себе, и в дальнейшей жизни использовала её магические свойства. Например, если ребёнок капризничал, она покрывала фатой люльку. Если муж долго задерживался вне дома, она надевала фату с расчётом, что это волшебным образом повлияет на него, и он скорее вернётся.
Сегодня можно предложить более деликатный способ выбирать ближайшую претендентку на предложение руки и сердца: молодой жене завязывают глаза её же фатой, и она вслепую, в кругу подружек, выбирает девушку, которой суждено в скором времени стать невестой.

 

Свадебные конкурсы

Свадебные конкурсы — отзвуки свадебных игр наших предков.

СВАДЕБНЫЕ КОНКУРСЫ.

На Руси после пира, которым заканчивался свадебный обряд, люди очень много пели, играли и танцевали. То есть фактически, на свадьбе пропевалась и проигрывалась будущая счастливая жизнь супругов. Таким образом задавалась программа счастливой супружеской жизни. Конкурсы на современных свадьбах оставляют неоднозначное впечатление. Часто можно увидеть как взрослые люди, накачавшись алкогольными напитками, кривляются в пошлых конкурсах, зачастую имитирующих секс. И хотя молодые, как правило, в них не участвуют, общая энергетика праздника передается и им.

 

Свадебные подарки, одаривание

Одаривание на свадьбе.

СВАДЕБНЫЕ ПОДАРКИ.

Родители, свидетели и гости дарят молодым ценные и необходимые в быту вещи (посуду, постельное бельё, технику и т.д.). Подарки заранее распределяются. Процесс дарения сопровождается интересными прибаутками, шутками и пожеланиями. Подарки должны быть функциональными, и, благодаря положительной энергии хороших пожеланий, служить супругам как можно дольше. Современная свадьба превратилась в бизнес-проект, цель которого собрать как можно больше денег и подарков. Молодые бегут пересчитывать деньги в конвертах и прикидывают на сколько «окупилась свадьба». И когда гости замечают такое потребительское отношение к ним (платите в принудительном порядке), то и пожелания счастья становятся не искренними, для галочки (стишок из открытки). Ради того, чтобы вытянуть по максимуму, свадебный праздник организуется так, что гостям приходиться платить фактически в каждом конкурсе и за каждую ерунду.
С давних времен свадьбы справлялись богато. Этот обычай идет еще с до христианских времен, когда богам жертвовали еду и питьё. Считалось, что эта жертва в дальнейшем поможет молодым в их безбедной и счастливой жизни. Сейчас же это всё перевернулось в противоположное – побольше собрать.

 

ПЕРВАЯ БРАЧНАЯ НОЧЬ.

Современные свадьбы играются допоздна и до брачного ложа молодые добираются глубокой ночью, как правило сильно усталыми. Усугубить состояние может алкоголь.
У наших предков всё значительно отличалось. На традиционной славянской свадьбе молодые во время пира сидели как два столба: мало разговаривали, не ели ничего, кроме ритуальной пищи (каша и блюдо из птицы). В определённое время пира, днём или вечером (реже ночью или под утро), новобрачных вели «спать». Молодые сами не имели права приходить в брачную опочивальню, их туда отводили. В опочивальне также соблюдался ряд обычаев, один из которых разувание. По нему в начале брачной ночи жена была обязана сама разуть мужа. Этот обычай был широко распространён у славян. Русские сельские жители придерживались его вплоть до XX века.

 

свадьба второй день

Второй свадебный день.

ВТОРОЙ ДЕНЬ СВАДЬБЫ.

Традиции второго дня также сильно видоизменились. По обычаю на второй день свадьбы молодым предстояла помывка в бане, ритуальное омовение, позволяющее смыть с себя грязь прошлых прегрешений. Парились в бане вениками, заблаговременно подаренными невестой жениху. Обряды свадьбы на второй день соблюдались неукоснительно, поскольку были частью череды ритуалов.
После бани муж и жена шли домой друг за другом: сперва шел муж, он же первым ступал на порог дома. За ним следовала жена. Так подчеркивалось главенство супруга в доме. В доме его встречали тесть, теща, которые накрывали стол к приходу молодых из баньки.
Приветствовалась также раздача милостыни в оба свадебных дня. Чужих людей угощали сладостями. Второй день свадьбы стоил больше, чем само свадебное застолье, кроме того, невеста дарила множество подарков, что тоже очень влияло на бюджет семьи.
Сегодня угощения и ритуалы семейственности перестали играть большую роль. Большинство вторых дней свадьбы проводится на природе, по принципу простых пикников или барбекю.

 

Любовь

Любовь — главное условие крепкого брачного союза.

ВЫВОДЫ.

Сегодня можно наблюдать деградацию института семьи. Супружеские отношения теряют свою чистоту, сакральный смысл и не воспринимаются как что-то серьезное. Отсюда большой процент разводов и падение рождаемости.
Важно понять, что создание семьи это ответственный шаг и жизненная необходимость. Наши предки знали о том, что семейная жизнь не увеселительная прогулка, а сложный экзамен. Поэтому на свадьбах задавался настрой на преодоление будущих трудностей. Череда обрядов имела своей целью способствовать долголетию совместной семейной жизни, воспитанию у супругов лучших качеств и рождению здоровых детей.
Бездумно копировать свадебные нововведения, или обратиться к традициям наших предков? — Выбор за молодыми. Главное создать крепкий и гармоничный союз, основой которому станет взаимоуважение, терпение, доверие и бескорыстная Любовь.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *